Ученым впервые удалось вырастить сетчатку глаза

В журнале Nature Communications опубликована статья, рассказывающая об уникальном исследовании ученых из Медицинской школы университета Джонса Хопкинса (США), которым впервые удалось получить из плюрипотентных стволовых клеток сетчатку с фоторецепторами, чувствительными к свету. Сетчатка развивается так же, как у эмбриона: формируются фоторецепоторы – колбочки и палочки.

В 2011 г. ученым из японских научных центров также посчастливилось вырастить в чашке Петри сетчатку глаза, но в основе были мышиные стволовые клетки.

Плюрипотентные стволовые клетки для таких опытов подходят лучше, поскольку могут дифференцироваться в разные (за исключением внешних эмбриональных тканей) типы клеток. По этой причине из плюрипотентных клеток могут образовываться все типы органов и тканей тела.

Команда американских исследователей под руководством доктора Марии Валерии Канто-Солер продвинулась еще дальше, и они вырастили в чашке Петри сетчатку, которая развивалась аналогично младенческой в естественных условиях материнской утробы. Полученный образец содержит фоторецепторы, способные реагировать на свет.

Ученые говорят, что модель сетчатки из плюрипотентных стволовых клеток дает большие возможности для персонализированной медицины, к примеру, для тестирования новых лекарств или индивидуальной терапии для лечения пациентов. В ближайшем будущем, уверены ученые, пораженную сетчатку глаза можно будет заменить на выращенную в лаборатории, что поможет пациентам полностью восстановить зрение.